+7 (916) 969-61-36
Электронная почта издательства: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

  

Владимир Путин провёл в Воронеже совещание по вопросам развития сельского хозяйства

В этом году в России будет собран рекордный урожай зерна — примерно 130 миллионов тонн. Это больше, чем лучший советский урожай — 127 миллионов тонн. Но есть важное отличие: тот советский рекорд был уникальным явлением. А так зерна собирали гораздо меньше и закупали за границей. В 80-е годы — по 30-40 миллионов тонн каждый год. А теперь Россия экспортирует те же 30-40 миллионов тонн. Как говорится, почувствуйте разницу.

Но есть и другая сторона. Такие большие урожаи высвечивают узкие места — не хватает элеваторов для хранения зерна. А хранение в амбарах — это всегда потери. По оценкам, за год может быть потеряно до десяти миллионов тонн. Цены на зерно падают, а это риск банкротства. Крупные хозяйства все равно выстоят. А вот фермерам несладко. Здесь нужна государственная помощь — цены регулировать на рынке, помогать бизнесу строить элеваторы.

А если говорить еще шире — нужно развивать переработку зерна. Белковая мука, крахмал, глюкоза, биодобавки — это все производить выгоднее, чем просто продавать зерно за границу. Наконец, мясо. Например, свинина. Россия практически обеспечила себя свининой. Надо двигаться на внешние рынки. Там зарабатывать.

Успехи в зерновом бизнесе создают базу для развития всего аграрного комплекса. И здесь тоже без государства не обойтись. Нужен план. Конечно, не как в советской системе. Нужна программа по согласованному развитию производства вокруг зерна. И это очень важно для сельского населения. Там нужны рабочие места. Людям нужны возможности заработать.

На этой неделе в Воронеже на совещании по сельскому хозяйству подвели итоги сезона. Президент поздравил аграриев с историческим результатом.

В. Путин: «Мы вновь ожидаем высокий урожай зерновых. Более того, он обещает стать рекордным за всю историю России. Составит порядка 130 миллионов тонн. Об этом мы уже неоднократно говорили, но не могу отказать себе в удовольствии повторить это еще раз».

132 миллиона тонн — это абсолютный рекорд за все время существования российского государства. До этого самым богатым на урожай зерна считался 78 год в РСФСР.

В масштабах страны обильный урожай — это праздник. Но для самих крестьян рекорды могут обернуться банкротством

В. Путин: «К вопросу о том, что мы, радуясь большому урожаю, хорошему урожаю, рекордному урожаю, должны понимать экономические последствия того, что происходит в таких случаях. В таких случаях что? Избыток предложения порождает снижение цены. Нам нужно над этим подумать. Есть конкретные предложения, мы сейчас с Министром и с замминистра финансов обсуждали. Напомню, я просил правительство увеличить расходы на поддержку сельского хозяйства».

Со стороны кажется странным, что крестьян надо поддерживать, когда зерновые склады переполнены. Но мелкие и средние хозяйства уже сейчас терпят убытки.

«Мы сейчас видим снижение цены на зерновые товары. Это существенно, это очень больно для крестьян. Мы видим снижение цены на мукомольную продукцию. Что касается дальше того, как эти товары, в первую очередь мука и продукты из нее, будут двигаться на полку, здесь уже зерновой рынок не имеет никакого отношения», — отметил генеральный директор аналитической компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко.

То есть оптовая мука стала дешевле почти в два раза. Покупатели, правда, не заметили обвала цены на хлеб.

«Смотришь, обильный урожай, даже больше, чем в том году урожай. А на хлеб цены растут, как обычно», — говорит пенсионерка Лидия Мартыновна.

Если крестьяне в убытках, а покупатели не заметили разницы, значит кто-то другой получил всю выгоду. Считается, что упаковка — это полпроцента от стоимости хлеба. Еще примерно 11 процентов — транспортировка и наценка пекарни. Большая часть — оборудование, помещение, зарплаты всех людей, которые участвуют в производстве. Еще четверть — сама мука. 4 процента — прочее сырье. И вот у нас остался самый большой, лакомый кусок. Он достается тем людям, которые вообще не участвовали в производстве хлеба. Самое обидное, что даже из тех 25 процентов, что стоит мука, не все достается аграриям.

«В первую очередь из-за того, что недостаточно мест для хранения зерна, для приема зерна, чтобы оно не испортилось, не попало под дождь, не просто будем продавать, а продаем. Перекупщикам», — говорит заместитель директора Атамановского ХПП Лилия Масличенко.

Хранилище Атамановского предприятия вмещает 10 тысяч тонн зерна, а на полях хозяйства уродилось 25 тысяч. На элеваторы стояли очереди, сушильные камеры не справлялись с объемом. Убранное таким трудом зерно пришлось отдать за бесценок перекупщикам.

«Есть выражение «сырое зерно», а в этом году оно мокрое. По сводкам, насколько я осведомлена, порядка 15 % мы все-таки потеряем зерна», — говорит заместитель директора Атамановского ХПП Лилия Масличенко.

Уникальность этого урожая в том, что он получился не благодаря погоде, а вопреки. Мы еще помним, как в мае во многих регионах были заморозки и природные катаклизмы, а в июне, несмотря на календарь, шел снег.

 «А по уборке оказалось очень сложно. Буквально в начале сентября начались проливные дожди, даже на юге края, а в западных районах выпал снег», — напомнил руководитель департамента растениеводства сельхозобъединения «Агроэлита» Александр Ващенко.

Погода была настолько аномальной, что даже сейчас в октябре на полях еще убирают рожь. В колхозе «Красное знамя» техника выезжает на поля в 7 утра, а конец смены — в три часа ночи. То есть собирать большой урожай в плохую погоду научились, а вот сохранить его или быстро реализовать пока не получается.

«Техника работает, топливо, рабочая сила, то есть все больше затрат идет. Поэтому не стоит обольщаться, что большой урожай значит мука будет дешевле. Наоборот, мы больше потратили денег, мы больше вложили сил, тех же самых удобрений, препаратов. И поэтому рано говорить о том, что дешевле или не дешевле будет », — рассказывает агроном СПК «Красное знамя» Татьяна Овчинникова.

Чтобы на внутреннем рынке можно было не бояться низких цен, часть зерна нужно поставлять на экспорт. Россия и так первый в мире поставщик пшеницы. Но далеко не все регионы могут вывезти зерно на продажу.

«В целом следует продолжить работу по поддержке экспорта. Нужно продолжить субсидирование ставок банковского кредитования. Второе, субсидировать тариф на перевозку зерна по железной дороге, с тем чтобы это зерно, где бы они ни было произведено на территории Российской Федерации, было рентабельным на внутреннем рынке и на внешнем», — сказал Владимир Путин.

Для перевозки зерна тарифы будут снижены, это значит, что не только южные регионы, но и Сибирь, Урал смогут вывозить на экспорт излишки производства. А на ценах в магазинах рекордный урожай все-таки должен сказаться, ведь доля зерна есть почти во всех продуктовых товарах. Зерно идет и на корм для животноводства, а получается, что сырье для него стало вдвое дешевле.

Новости компаний

.